309508, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Рубежная, д. 30
Тел./факс: 32-19-83, е-mail: centr_start@mst.belregion.ru
Разделы сайта
|
Страничка психолога
Главная / Страничка психолога
Дети-сироты - особые дети
Дети-сироты – особые дети. Причины их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с миром и другими людьми кроются в прошлом опыте. Ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Скорее всего, ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей – обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть. Дети-сироты – это дети, испытывающие на себе последствия материнской депривации. Депривация (от позднелатинского deprivatio – лишение) – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в повышенной тревожности, страхе, чувстве глубокой неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии. Материнская депривация – синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от материи. Материнская депривация является мощным патогенным фактором в отношении целого ряда серьезных личностных расстройств. По данным отечественных исследователей, в условиях полной материнской депривации могут наблюдаться нарушения формирования личности, нарушения психического и интеллектуального развития и даже психические расстройства. Характерный для депривированных детей симптомокомплекс в виде недоразвития эмоциональной сферы, задержки или искажения формирования психических функций называется «синдромом сиротства». Дети, пережившие разлуку с матерью и ставшие воспитанниками учреждения для детей-сирот, оказываются в условиях, которые, к сожалению, не способствуют формированию позитивных черт личности и не дают возможности научиться устанавливать прочные связи с другими людьми. Нестабильность, многочисленность и «текучесть» социального окружения в детских домах, отсутствие главной фигуры, заботящейся о ребенке, ведут к закреплению чувств нестабильности и беззащитности и тормозят психическое развитие ребенка-сироты. Джон Боулби, английский психоаналитик и основатель теории привязанности, обнаружил, что дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность устанавливать и поддерживать близкие и продолжительные отношения с окружающими. Он называл таких детей «личностями, лишенными любви» и считал, что они неспособны любить потому, что на раннем этапе жизни не имели возможности привязаться к материнской фигуре. Эти симптомы проявлялись и у детей, которые в течение некоторого времени росли в семьях, но затем были надолго разлучены с родителями. Об этом же пишет психоаналитик Дональд Винникотт: «Когда ребенок лишается хорошего окружения или когда такого окружения вообще не существовало – это означает изменение всего эмоционального развития человека. Подавляется или вообще утрачивается способность любить, появляется ненависть». Действительно, существует взаимосвязь между отсутствием материнской любви и эмоциональными нарушениями у детей, воспитывающихся вне семьи. Отношения привязанности, складывающиеся между матерью и младенцем в первые недели и месяцы жизни, не только служат основой, образцом для будущих отношений с другими людьми, но и определяют последующее отношение к самому себе.
Советы подросткам (Цыплянская Е. А.) Как перестать грубить (Цыплянская Е. А.) Как помириться с другом (Цыплянская Е. А.) Подросток! Будь внимателен! (Цыплянская Е. А.) Если друг попал в беду (Цыплянская Е. А.) Как повысить свою самооценку (Цыплянская Е. А.) Адаптация к школьному обучению (Цыплянская Е. А.) Профессиональное выгорание педагогов (Водопьянова Л. Н.) Сказки для школьной адаптации (Цыплянская Е. А.) 10 ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали (Цыплянская Е. А.) Как наладить отношения с подростком (Цыплянская Е. А.) Лучшие профориентационные игры (Водопьянова Л. Н.) Психологические игры и упражнения для подростков (Водопьянова Л. Н.) Упражнения на самооценку и уверенность в себе (Водопьянова Л. Н.) Как развить в себе собственное "Я" (Водопьянова Л. Н.) 16 способов избежать конфликта и наладить отношения с ребенком (Цыплянская Е. А.) Памятка для родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Цыплянская Е. А.) Консультация для родителей детей с ОВЗ (Цыплянская Е. А.) Презентация "Особенности детей с ОВЗ" (Цыплянская Е. А.) Арт-терапия "Волшебная палочка" в освоении внутреннего пространства ребенка (Водопьянова Л. Н.) Приемным родителям: иллюзии, которых стоит избегать (Водопьянова Л. Н.) Особенности воспитания приемных детей (Водопьянова Л. Н.) Приземление инопланетянина или первые дни дома (Водопьянова Л. Н.) Рекомендации "Преодоление трудного поведения у подростков" (Водопьянова Л. Н.) Советы психолога при подготовке к ГИА (Цыплянская Е. А.) Советы психолога школьникам: «Как подготовиться к публичному выступлению» (Цыплянская Е. А.) Педагогические лайфхаки (Водопьянова Л. Н.) Поколение, рожденное в цифровом мире (Водопьянова Л. Н.) "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев" (Водопьянова Л. Н.) Арт-терапия для детей-спортсменов (Водопьянова Л. Н., Цыплянская Е. А.) Статья по проекту "Я - завтрашний первоклассник!" (Водопьянова Л.Н., Цыплянская Е.А.)
|
«Старооскольский центр развития и социализации детей 309508, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Рубежная, д. 30 |
Разработка сайта |