309508, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Рубежная, д. 30
Тел./факс: 32-19-83, е-mail: centr_start@mst.belregion.ru
Разделы сайта
|
Пагубные привычки родителей - сломанные судьбы детей
22 Июля 2019, 15:21
Сегодня хотелось бы привлечь внимание читателей к актуальной проблеме нашего общества – употреблению алкоголя взрослыми в семье, в которой воспитываются дети. Т. к. мы имеем длительный стаж работы в детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то имели возможность наблюдать влияние данной ситуации на судьбы детей. Сколько молодых семей считают, что бутылочка пива почти ежедневно не приносит никакого вреда и не вызывает страшных последствий (зависимости). Алкоголизм как патология проходит несколько этапов развития, которые характеризуются постепенным увеличением алкогольной зависимости. На первой стадии алкоголизма человек употребляет алкоголь, и ему кажется, что он только получает удовольствие, не испытывая никаких негативных последствий. Наоборот, алкоголь дает сильную краткосрочную выгоду человеку, тем самым заставляющую человека воспринимать его не только безвредным, но и желаемым. У человека еще нет похмелья, головной боли и других последствий алкоголя, ему кажется, что зависимость обошла его стороной, и он может употреблять алкоголь безопасно. Также человек полностью отрицает свою зависимость. Он считает, что пьет умеренно, за компанию, и просто для получения удовольствия. И использует другие оправдания. На первой стадии алкоголизм носит социально-приемлемый вид, что маскирует проблему, позволяя зависимости набирать все большую силу. Вторая стадия характеризуется тем, что употребление алкоголя приобретает постоянный и периодический характер. Например, раз в неделю человек обязательно напивается до «хорошего» состояния, сопровождаемого полной потерей контроля. Присутствие в жизни алкоголя становится необходимостью. Если на первой стадии алкоголизма человек еще мог выбирать - пить ему или нет, то на второй стадии человек лишается такой возможности. Зависимость сама диктует сколько и когда человек будет пить алкоголь. Осознанно или неосознанно человек придумывает причины, чтобы защитить свое употребление алкоголя. Он считает, что просто отдыхает на выходных, снимает напряжение и так далее. Также, для второй стадии алкоголизма характерно возрастание толерантности к алкоголю. Толерантность к алкоголю означает, что теперь человеку необходимо выпивать больше алкоголя, чтобы почувствовать себя также. Старая норма перестает приносить тот же эффект удовольствия. Организм адаптируется под алкоголь, убираются естественные рефлексы отторжения алкоголя. Организм перестает сопротивляться. Все чаще человек теряет контроль над употреблением алкоголя. На третьей стадии алкоголизма вся жизнь человека начинает строиться вокруг употребления алкоголя. Другие дела теряют свое значение и отходят на второй план. Даже если человек и продолжает ходить на работу, заниматься внешними делами, он находится в «режиме ожидания» употребления. У человека начинают образовываться и усиливаться другие зависимости. Человек начинает курить больше, играть в компьютерные игры, применять разного рода сексуальные зависимости, переедание, употребление кофе. Часто он применяет зависимости одновременно, чтобы получить больший эффект «кайфа», так как применение по отдельности перестает «вставлять» человека. Реальная жизнь человека, когда он лишен возможности употреблять, становится дискомфортной. Человека начинают сопровождать внутренние боли, постоянное беспокойство и раздражение. Только когда человек выпивает, он на некоторое время становится неоправданно веселым и сверхэнергичным. В жизни все сильнее начинают проявляться проблемы, которые раньше не беспокоили. Усугубление проблем связано с тем, что человек игнорирует другие сферы жизни в пользу употребления алкоголя. На данной стадии алкоголизма человек не признает свою зависимость, считает, что новые проблемы появились из-за злого рока судьбы, внешних причин, но никак не из-за зависимости. Человек рьяно защищает свое употребление алкоголя, считая алкоголь — единственным источником радости. На третьей стадии алкоголизма наступают изменения в социальной сфере: появляется эгоистичность, горделивость, резкость в общении с близкими. Также появляется агрессивность по отношению к другим людям. Стремление к изоляции от общества. Человека начинают раздражать другие люди. Повышается частота употребления алкоголя. Человек может употреблять несколько дней подряд, например, в пятницу и субботу. Пьет посередине недели. Чаще всего, именно на этой стадии проблемы с алкоголем у родителей становятся заметны учителям в школе, воспитателям в детском саду, местах которые посещает ребенок, и специалисты учреждений начинают бить тревогу о том, что не все благополучно в этой семье, и жизнь и здоровье ребенка находятся под угрозой. На четвертой стадии начинаются психические проблемы, вызванные алкоголем. Происходит незаметная для самого человека деградация личности. Теряются навыки трезвой жизни, умение ладить с людьми и справляться с проблемами. Частота употребления алкоголя приобретает постоянный характер и какое-то время не меняется. Начинают происходить необратимые изменения в психике человека, в физиологии. Длительное нахождение в воздержании без алкоголя рождает сильную боль, внутренний дискомфорт, повышение сердцебиения, дурные мысли. Появляются необратимые последствия в мышлении, которое приобретает большую часть негативный и подавленный характер. Человек начинает задумываться о том, что все дело в его употреблении алкоголя. Он предпринимает попытки бросить пить, но вдруг понимает, что ему трудно обходится без алкоголя и возвращается к употреблению. Он начинает осознавать свою психическую и физическую зависимость от алкоголя, но не знает, что с этим делать. Он старается уменьшать дозу, пить реже, или вовсе бросить пить — но все попытки терпят крах. Именно на четвертой стадии алкоголизма заканчиваются последствия, когда человек еще способен выбраться из зависимости самостоятельно. Как говорит народная мудрость: «Родителей не выбирают», и детям, которым не посчастливилось родиться в благополучной семье, приходится существовать с родителями, которые неумеренно употребляют алкоголь, и их детство этих детей нельзя назвать счастливым. А ведь семьи воспитанников учреждения, зачастую, являются многодетными, если первому, второму ребенку еще посчастливилось жить в нормальной семье, то последующие дети растут в менее благоприятной ситуации. Какой же отпечаток накладывает зависимая семья на жизнь ребенка? Приведем примеры. У ребенка была благополучная материальная ситуация, его воспитывала мама, которая по документам проходила как мать-одиночка. Мальчик был любимым и желанным, сколько счастливых совместных фотографий сохранилось с того времени. Но в семье появился отчим, который привлек мать к употреблению психологически активных веществ и судьба ребенка сломалась: родных нет, мать в постоянном запое, не работает, нет средств к существованию, отчим ушел, как следствие – ребенок в учреждении. Через сколько переживаний пришлось пройти этому маленькому человеку, в своем стремлении изменить семейную ситуацию, вырвать мать из лап алкоголя, уберечь ее, взрослую женщину, от общения с отчимом. И все тщетно – сломана детская судьба. С какой болью и отчаянием ребенок говорил: «Я бы запретил продавать алкоголь, закрыл все вино-водочные магазины. Зачем это людям?». А как непросто выслушивать исповеди детей дошкольников, когда они поступают в учреждение в возрасте трех, пяти лет и говорят: «Я не люблю маму, она меня бьет, оставляет одного и уходит надолго, а я плачу дома. Как страшно, когда в дом приходят ее пьющие друзья». Одна из любимых детских игр при поступлении в учреждение: «Приехала полиция, стучит в двери, а мы прячемся, никого нет дома». Многие из этих деток впоследствии хотят стать полицейскими, чтобы помогать другим детям в трудной ситуации, научиться контролировать свою жизнь, чтобы каждый день и каждая ночь с пьяным родителем не вызывала страх, давала возможность просто спокойно выспаться, позавтракать утром едой, заботливо приготовленной любимой доброй, заботливой матерью, а не опухшим, неприятно пахнущим, не совсем адекватным существом. Любимой домашней едой воспитанники, которые только поступили в учреждение, часто называют сухарики, чипсы, сухую лапшу - т. е. те продукты, которые покупали родители после случайных заработков в качестве угощения для детей. И на самые главные вопросы эти детишек: «Почему я здесь? Почему получилось так, что для мамы алкоголь важнее меня, ее собственного ласкового любимого ребенка? Почему она не может остановиться, не сдерживает своих обещаний?» специалисты учреждения не могут найти ответа. С какой надеждой и радостью дети воспринимают малейшие успехи матери в воздержании, говорят о том, что мама меня заберет и все наладится. Ведь как сложно объяснить малышу, подростку, что женский алкоголизм очень трудно поддается лечению. Поэтому в этом вопросе важна профилактика. Специалистами, которые работают с детьми в отделении социальной реабилитации, социально-педагогическом отделении прикладывается максимум усилий по возвращению воспитанников в кровную или перемещению в замещающую семью, в каждой ситуации используется индивидуальный подход. В учреждении разработаны и реализуются программы по подготовке воспитанников и кровных, приемных родителей с целью передачи ребенка в семью, реализуются комплексные проекты: «Семья – территория счастливого детства», проводится активная работа по привлечению замещающих родителей, с целью устройства детей в семьи граждан. Многие дети 11–12 лет описывают алкоголь как «сладости для взрослых» и напиток «для решения проблем», т. е. стирается уровень опасности употребления этих коварных веществ. Самая главная задача данной статьи - обратить внимание молодых родителей на проблему быстрого возникновения зависимостей и негативных последствий для жизни и здоровья детей. Родители, пожалуйста, будьте бдительны, берегите себя и своих близких!!! Рисунок выполнен воспитанницей центра «Старт» - ярко красная надпись – «Мама» на черном фоне в виде сердца».
Педагог-психолог Цыплянская Е.А., социальные педагоги: Малахова О.В., Толстопятых И.А., Салькова Н.А.
Поделиться ссылкой
|
«Старооскольский центр развития и социализации детей 309508, Белгородская область, г. Старый Оскол, ул. Рубежная, д. 30 |
Разработка сайта |